Что такое слаломный скейт?
Это скейт, который легко поворачивает и отлично разгоняется. На слаломном скейте не придётся постоянно отталкиваться ногой от земли. Он легко разгоняется за счёт движения рук, корпуса и ног. Слаломный скейт – не погремушка, он не вытрясет из вас всю душу на неровной поверхности. Слаломный скейт – это скорость, контроль и настоящий спортивный дух. Попробуйте и он вам понравится!
Слаломный скейт – это дека, две подвески и четыре колёса.
Деки
Современные деки бывают двух видов – гражданские и спортивные. Гражданские деки обычно делают из деревянного шпона. Конструкция получается мягкой, с «флексом». Такие модели легко гнутся, если встать на середину деки. В сочетании с большими полиуретановыми колёсами (диаметром более 85 мм) деки с флексом едут необыкновенно мягко. Это идеальный вариант для поездки вдоль набережной – тура выходного дня.
Иногда деревянный шпон усиливают стекловолокном, добиваясь большей жёсткости всей конструкции.
Профиль гражданской деки обычно простой – это либо выпулая середина (кембер), либо продольный желоб (конкейв) и загнутый хвост (киктейл) (рисунки).
Спортивные деки - абсолютно жёсткие. В их основе - угле- и стекловолокно, иногда присутствует деревянный шпон. Особенности формы таких дек: продольный желоб и загнутый хвост, иногда небольшие углубления в местах постановки стоп, на обратной стороне – рёбра жёсткости.
Спортивные деки – резкие и отзывчивые. Они передают подвескам максимум ваших усилий.
Известные производители: Kaliber, Pavel skates, T-board, Javiboard, Blackkross, sk8kings, Стас Мироненко.
Подвески
Подвески для слалома бывают литыми и точёными. Литьё из алюминиевого сплава дешевле обработки на станке с ЧПУ. Простые, недорогие и надёжные – литые подвески прекрасно подойдут новичку. Известные модели: Tracker, Bennett, Randal.
Tracker и Bennett в силу своего строения (Traditional KingPin) – очень манёвренные, но нестабильные на скорости. Их лучше использовать в качестве передних подвесок. Randal – представитель другого класса (Reverse King Pin) – более стабильна. Вариант с базой в 35° подойдёт новичку в качестве задней подвески.
Для участия в соревнованиях часто используются подвески, обработанные на токарном станке с ЧПУ. Точёные подвески обладают прекрасной геометрией и обеспечивают чёткую соосность колёс. Так же, в дорогие подвески устанавливают сферические подшипники, минимизирующие возможные люфты.
Известные марки: GoG, 161, DontTrip.
В отличие от подвесок для лонгборда, средняя ширина слаломных подвесок – 100 мм. Ширина передней подвески обычно варьируется в диапазоне 96-106 мм, в зависимости от частоты слаломной трассы. Чем меньше расстояние между конусами и больше «выносы», тем выше должна быть манёвренность и меньше - ширина подвески. Ширина задней подвески обычно лежит в диапазоне 100-120мм. На трассе гигантского слалома стабильность важнее манёвренности. Поэтому спортсмены используют максимально возможную ширину подвесок.
Амортизаторы
Современные амортизаторы производятся из полиуретана и обладают повышенной упругостью(отдачей). Известные производители: ABEC11(серия Reflex) и Riptide.
Реакция амортизатора на сжатие зависит от его формы.
Рисунок с аморами разной формы: конусы, бочки, ступенчатые бочки, большие конусы.
В целом, отдача амортизатора зависит от массы его материала – полиуретана.
Конусы не оказывают большого сопротивления в начале поворота и позволяют глубоко кантовать скейт. Конусы часто применяют в передней подвеске. Сочетание бочка-конус – даёт большую стабильность и используется для гибрида/гиганта.
Бочки оказывают большее начальное сопротивление, позволяют хорошо кантовать скейт и дают наибольшую отдачу в апексе дуги.
Ступенчатые амортизаторы дают сильнейшее начальное сопротивление и наименьшую глубину закантовки. Сочетание ступенчатой и обычной бочки в задней подвески даст вам наибольшую стабильность в скоростной дисциплине типа гигантского слалома.
Известные наборы амортизаторов:
Для девушки весом 50-60кг хорошей комбинацией будет: Riptide WFB 68A Cones + Riptide APS 90A barrels. Дальше, для увеличения жёсткости подвесок затягиваем гайку на кингпине. Регулировка затяжки производится до того момента, как амортизаторы начинают заметно деформироваться. В этом случае необходимо переходить на более жёсткие комбинации: Riptide 68/73A или 73/73A cones, или Reflex 74/74A cones на передней подвеске и Venom 90/93A, Venom SHR 91/94A, или Riptide 90/95A barrels на задней подвеске.
Мужчина 70+кг: Riptide WFB 73A Cones + Riptide APS 90A barrels или Reflex 74A cones + Venom 90A barrels.
Мужчина 80+кг: Riptide WFB 73A Cones + Riptide APS 90/95A barrels или Reflex 74A cones + Venom 90/93A barrels.
Соотношения условные, так как жёсткость амортизаторов подбирается под конкретную трассу.
Колёса
Для слалома подойдут полиуретановые колёса прямоугольного профиля диаметром 60-75 мм. Жёсткость колёс подбирается под вес скейтбордиста и равномерность покрытия. Чем ровнее и мельче асфальт, тем более жёсткими могут быть колёса. Колёса небольшого диаметра – более манёвренные, но менее накатистые – применимы на узких, закрытых трассах. Слаломный стандарт – 70 мм. Колёса большего диаметра – 75 мм – используются в гигантском слаломе. Они обеспечивают меньшую силу трения качения.
Вес скейтера |
Жёсткость колёс |
<60кг |
77-77а |
60-70кг |
80-77а |
70-80кг |
83-80а |
>80кг |
86-83а |
Подшипники
Обычные 8-миллиметровые подшипники устанавливаются вместе с 10-миллиметровой проставкой (спейсером) и двумя кольцевыми шайбами (вошерами). Избавиться от обилия запчастей можно, купив подшипники со встроенным спейсером типа ABEC-11 Built-in, Seismik Tekton, Zealous или Carver V-Speed.
Шкурка и упор
Для лучшего контакта ног с поверхностью скейта я рекомендую использовать крупнозерпнистую шкурку.
Простейший упор для ноги делается из амортизатора-бочки.
Для соревнований мы используем металлические упоры, повторяющие форму стопы.
Защита
По своему опыту, могу сказать, что больше всего от падений страдают ладони и локти, затем – колени. Необходимый минимум защиты – это шлем и перчатки с защитой кистей. Защита локтей и колен для новичка тоже не будет лишней.
Подбирайте шлем с хорошей вентиляцией. Перчатки – с фиксацией кисти и пластиковыми вставками на ладонях. Локти и колени – не сползающие во время активных тренировок.
Настройка скейта
Настройки скейта индивидуальны и подбираются под конкретную трассу. Слаломный скейт должен ехать зигзагом, поэтому для узких зарытых трасс принято устанавливать угол передней подвески в 60-65°, а угол задней подвески – 15-20°. Спереди устанавливаются конусы нужной жёсткости (68-74А), сзади – две бочки (90-93А).
Для более скоростных трасс уместно спереди к доске поставить бочку, а к дороге – конус 74А.
Сзади – две бочки или что-то более массивное со стороны доски типа ступенчатой бочки или большого конуса. Примерная жёсткость – 90-95А.
Если затяжка амортизатора не обеспечивает вам нужную жёсткость подвески и амортизатор начинает деформироваться, меняйте его на такой же меньшей жёсткости.