Настройка ботинок
Shell-test
Чтобы вам не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги, выбирайте ботинки с умом. Первое, что стоит сделать, - произвести примерку мыльницы («шелл-тест»). Достаньте из ботинка валенок, наденьте тонкий носок и вставьте свою ногу в пластиковую скорлупу. Пальцы должны упереться в носок ботинка. Встаньте и подайте колено вперёд. При помощи пальца или любого подходящего по форме предмета оцените свободное расстояние за пяткой. В идеале, там должно быть от 10 до 15 миллиметров. 10 мм обеспечат плотную посадку стопы, 15 мм – вполне комфортное положение. Если расстояние от пятки до пластика больше 15 мм, меняйте размер ботинка. Со временем, валенок в таком объеме разобьётся и кататься станет некомфортно.
Также стоит обратить внимание на ширину колодки, высоту её подъёма, объём голенища. Недостаток объёма можно компенсировать нагревом и вытяжкой пластика. Избыток свободного места – наклеиванием пенки на пластик и накладками на валенок. От тесноты в носке часто спасают ортопедические стельки. Наилучшую посадку стопы обеспечат термоформируемые валенки.
В любом случае, примерка моделей разных производителей убережёт вас от долгой эпопеи с модификацией ботинок в будущем.
Стелька
Ортопедическая стелька поддержит свод вашей стопы. Со стелькой вы сможете больше кататься и меньше уставать. Стопа на стельке становится короче – вы сможете компенсировать недостаток места в носке мыльницы.
Затяжка стреп, плотное прилегание, накладки
Ботинок должен плотно сидеть на ноге. Люфт в ботинке лишит вас контроля. Мыльница должна прилегать равномерно – никаких пустот внутри быть не должно. Несоответствие формы исправляется накладками на пластик и валенок. Стрепы не стоит затягивать слишком сильно – вы нарушите кровообращение в ногах. Стопы сведёт, а ноги будут мёрзнуть.
Сильная затяжка стреп не компенсирует вам недостаток жёсткости ботинок. Чем выше ваша скорость, тем выше должна быть жёсткость пластика. Если ботинок излишне жёсткий, можно расслабить верхние стрепы. В некоторых ботинках, например, MS .951, продольная жёсткость регулируется заменой пружин в механизме наклона голенища.
Кантинг голенища
Для компенсации особенностей строения ног («колесо» или «икс»), в ботинке предусмотрен кантинг голенища. Наденьте ботинки и пройдите по жёсткому полу. Обратите внимание на то, как подошвы ботинок соприкасаются с полом. Они должны касаться пола плоско, без завала вправо или влево. Если вы почувствовали завал, ослабьте механизм кантинга, наклоните голенище вбок и зафиксируйте в этом положении. Добейтесь плоского соприкосновения подошв ботинок с полом при ходьбе.
Наклон
Наклон голенища переднего ботинка вперёд должен поддерживать коленный сустав в полусогнутом состоянии. Это степень сгибания колена, которая требует наименьшего количества мышечных усилий для поддержки сустава. Типичная настройка переднего ботинка – максимально распрямлённое голенище.
Голенище заднего ботинка обычно наклоняется на одно (5-10°) деление больше.
Настройка креплений
Проверка/профилактика
Перед установкой креплений на доску необходимо провести их осмотр. F2: снимите блоки с базы, уберите все клинья, проверьте базу и пластиковые площадки на наличие трещин. Достаньте пистоны. Внимательно осмотрите места сгибов дужек. Вытянутые и треснутые детали лучше сразу заменить. Соберите и надёжно затяните все винтовые соединения. Винты крепления площадок к базе не стоит перетягивать.
Установка креплений
Я рекомендую достать все клинья и начать настройку плоских креплений. Найдите нужные углы и удобную ширину стойки. Клинья поставите позже – осознанно и по мере необходимости.
Переднее крепление ставим в центр передней группы закладных.
Встёгиваем ботинок в крепление. Регулировкой блоков и изменением угла установки крепления вписываем ботинок в проекцию доски.
Увеличиваем угол установки крепления на 5-6°. Аккуратно затягиваем болты – излишнее усилие нам ни к чему – так можно вытянуть закладные.
Измеряем расстояние от коленной чашечки до щиколотки, записываем.
Устанавливаем заднее крепление на вычисленном расстоянии, вписываем ботинок в проекцию доски. Аккуратно затягиваем болты.
В идеале, крепления должны быть установлены симметрично относительно центра доски, определенного производителем. Смещение переднего крепления к носу сделает доску более нервной, резкой и чревато перегрузом носа на неоднородном покрытии. Смещение к хвосту сделает доску тупой и неповоротливой.
Смещение заднего крепления относительно хвоста влияет на радиус дуги после прохождения апекса. Сильное смещение к носу затруднит выход из дуги.
Слишком узкая стойка не позволит устойчиво стоять на доске. Мышцы ног будут перенапрягаться от постоянного поиска баланса.
Слишком широкая стойка заблокирует ваши перемещения. Постоянная усталость квадрицепса передней ноги – верный признак избыточной ширины стойки. Для того, чтобы сделать широкую стойку удобной, в крепления устанавливают клинья – одновременно поднимают носок переднего крепления и пятку заднего крепления.
Подъём носка передней ноги уменьшает амплитуду движения колена. Голень быстрее находит опору в начале поворота.
Подъём пятки позволяет распрямить заднее голенище и увеличить амплитуду сгиба голеностопа задней ноги. С другой стороны, с пяточным клином вы сможете присесть ниже, если ваша цель – минимальная высота в низкой стойке. Поднятие пятки меняет продольный баланс и переносит ваш вес вперёд. Чрезмерный подъём пятки сделает сложным завершение дуги без сброса или избыточного смещения на заднюю ногу. Передний квадрицепс будет быстро уставать, так как нога должна будет сгибаться сильнее для создания прежнего давления на хвост.
Установка клиньев деформирует пистоны, стягивающие базу с платформами. Со временем, пистоны начнут вытягиваться, в их основании появятся трещины. Такие детали лучше сразу заменить на аналогичные, выполненные из нержавеющей стали.
Настройка доски
Заточка кантов
Для уверенной езды на жёстком покрытии канты доски должны быть острыми. Заточка кантов производится вручную при помощи специальных напильников, либо алмазных плашек или дисков. В сервисе канты затачивают при помощи ленточных шлифовальных станков - гриндеров.
Кант точат в двух плоскостях - сбоку и со стороны скользящей поверхности. Угол заточки сбоку зависит от покрытия склона и обычно лежит в пределах от 90 до 86 градусов от горизонтали. Чем жёстче склон, тем острее боковой угол. В целях экономии, часто применяется усреднённый угол заточки - 88°. Угол заточки с базы обычно определяется степенью изношенности канта и лежит в пределах от 0 до 1°.
Парафин
Сила трения скольжения зависит от температуры и структуры снега. В лютые морозы езда на сноуборде напоминает спуск по песчаному бархану. В плюсовую температуру доска не стремится ускоряться, прилипая к вязкому и мокрому снегу. Для улучшения скольжения сноубордисты циклюют и парафинят скользящую поверхность. Циклёвка срезает седой ворс пластика, а парафин – «смазывает» доску, снижая вязкое трение.